Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идет своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.
Развитие мелкой моторики у ребенка происходит постепенно и последовательно:
-
Сенсорная интеграция – тренировка кисти (поглаживание разных фактур – ковер, пол, стол, стулья, свое и мамино лицо), овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После формирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета – это стимул движений рук по направлению к нему.
-
Сенсомоторная координация – правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.
-
Движение – сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация глаз и руки, а также действий обеих рук. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.
-
Дотягивание, ощупывание – предоставить ребенку новые стимулы из разных положений, например, из положения сидя на коленях у мамы «в гнездышке» дотянуться и потрогать лицо мамы.
-
Захват и удержание – важно подобрать игрушки для захвата, чтобы они были достаточно удобными (подвесные погремушки, пробки).
-
Выпускание – важно заинтересовать ребенка отпустить эту игрушку и взять другую.
-
Отталкивание и сдвигание – от себя, в сторону, важно учитывать легкость предмета, можно отталкивать машинки, мяч, сдвигать посуду, кирпичик.
-
Подтягивание - в позе сидя на руках «Ку-ку».
-
Перенос – из одной емкости в другую рукой или с помощью ложки.
-
Нажатие – при игре с водой нажатие губкой, пена.
-
Манипулирование – помахать, постучать, открыть и закрыть.
-
Бимануальные навыки – ладушки, нанизывать бусины, откручивать, одевать и раздевать куклу, застегивать застежки, шнуровать шнурки, принимать пищу, пить, умываться и чистить зубы, ловить мяч, стирать, мыть посуду, лепить, рисовать.