Сопровождаемое проживание
Приоритетным направлением работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ и молодыми инвалидами является подготовка их к самостоятельной жизни или сопровождаемому проживанию.
Сопровождаемое проживание - технология социального обслуживания, которая предусматривает предоставление инвалидам услуг вне стационарных учреждений, по месту их проживания в привычной благоприятной среде.
В комплексном центре "Забота" деятельность по данному направлению включает в себя несколько последовательных этапов, длительность которых определяется возрастом и индивидуальными особенностями ребенка с инвалидностью или молодого инвалида.
Для детей прекрасной площадкой для подготовки к сопровождаемому проживанию стала практика «Группы дневного пребывания» - эффективный инструмент в решении вопросов социально-бытовой адаптации таких детей в современное общество.
В бюджетном учреждении социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Череповца и Череповецкого района «Забота» группы дневного пребывания функционируют с 1998 года. Особенно они востребованы у семей, где дети не посещают детские сады и школы и не имеют возможности общаться со сверстниками.
Ежегодно более 200 детей с различными заболеваниями посещают группы дневного пребывания, приобретая необходимые социальные навыки. Для родителей очень важно быть уверенным в том, их особый ребенок, будучи взрослым, сможет жить самостоятельно.
В группах дневного пребывания создана уникальная система, включающая в себя три уровня формирования, развития и сохранения необходимых социально-бытовых навыков и умений.
Так деятельность группы «Сами с усами» для самых маленьких детей направлена на развитие элементарных навыков самообслуживания, а также формирование основ самостоятельности и правил поведения в быту. Дети на занятиях учатся правильно чистить зубы, мыть руки, игрушки, посуду. Усваивают правила дорожного движения, безопасности дома и на улице, что нельзя доверять незнакомцам и брать в руки сомнительные предметы. На данном этапе навыки только начинают формироваться педагогами. По мере взросления и развития особых детей задачи усложняются.
Кабинеты социально-бытовой ориентировки – это следующая ступень на пути к самостоятельной жизни. Упор делается на практику: посещение магазинов, аптек, парикмахерской, поездка на автобусе, ориентирование по городу, поиск нужных социальных объектов. Отдельное внимание уделяется формированию основам ведения домашнего хозяйства: учатся готовить простые блюда, ухаживают за растениями, поддерживают и наводят чистоту в помещении.
Завершающим этапом становится включение детей в деятельность «Центров учебной полезной дневной занятости», где осваиваются элементарные навыки, которые могут в будущем обеспечить трудовую занятость. Так занятия в столярной, гончарной и творческой (скрапбукинг, картонаж) мастерских смогут стать основой для финансовой независимости и стабильности.
Экзаменом в самостоятельную жизнь станет прохождение курса в учебно-тренировочной квартире. Молодые люди под присмотром куратора закрепляют уже сформированные навыки. Основной принцип, по которому строится вся работа в данном направлении: самостоятельности столько сколько нужно, помощи столько сколько необходимо.
В работу включены и родители «особых» детей на всех этапах по подготовке к самостоятельной жизни. Для того, чтобы социально-бытовые навыки сохранялись и развивались, необходимо закреплять их в домашних условиях. С этой целью в учреждении создана серия обучающих видеоматериалов по развитию социально-бытовых навыков «Формируем сами». Вместе с тем, если остаются вопросы, родители могут задать его в специальном «Родительском чате» и получить оперативный ответ.
Благодаря системе работы групп дневного пребывания дети шаг за шагом проходят свой путь к самостоятельности, а родители, глядя на успехи своих детей, могут быть спокойными за их будущее.
Следующим этапом закрепления навыков самостоятельного проживания становится включение уже молодых инвалидов в деятельность социально-реабилитационного отделения, где также действуют Группы полезной дневной занятости. Здесь самостоятельность ребят все более и более увеличиваются, создаются учебные ситуации: походы в магазин, на почту, поездки в общественном транспорте. Итогом работы становится самостоятельное проживание в настоящей квартире в обычном жилом доме.