Цвета сайта
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
Кернинг:
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Тип шрифта:
  • АБВ
  • АБВ
Изображения:
8 (8202) 26-34-88
Стационарозамещающие технологиии

Сопровождаемое проживание

Приоритетным направлением работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ и молодыми инвалидами является подготовка их к самостоятельной жизни или сопровождаемому проживанию. 

Сопровождаемое проживание - технология социального обслуживания, которая предусматривает предоставление инвалидам услуг вне стационарных учреждений, по месту их проживания в привычной благоприятной среде.

В комплексном центре "Забота" деятельность по данному направлению включает в себя несколько последовательных этапов, длительность которых определяется возрастом и индивидуальными особенностями ребенка с инвалидностью или молодого инвалида.

Для детей прекрасной площадкой для подготовки к сопровождаемому проживанию стала практика «Группы дневного пребывания» - эффективный инструмент в решении вопросов социально-бытовой  адаптации таких детей в современное общество.

В бюджетном учреждении социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Череповца и Череповецкого района «Забота» группы дневного пребывания функционируют с 1998 года. Особенно они востребованы у семей, где дети не посещают детские сады и школы и не имеют возможности общаться со сверстниками. 

Ежегодно более 200 детей с различными заболеваниями посещают группы дневного пребывания, приобретая необходимые социальные навыки. Для родителей очень важно быть уверенным в том, их особый ребенок, будучи взрослым, сможет жить самостоятельно.

В группах дневного пребывания создана уникальная система, включающая в себя три уровня формирования, развития и сохранения необходимых социально-бытовых навыков и умений.

Так деятельность группы «Сами с усами» для самых маленьких детей направлена на развитие элементарных навыков самообслуживания, а также формирование основ самостоятельности и правил поведения в быту. Дети на занятиях учатся правильно чистить зубы, мыть руки, игрушки, посуду. Усваивают правила дорожного движения, безопасности дома и на улице, что нельзя доверять незнакомцам и брать в руки сомнительные предметы. На данном этапе навыки только начинают формироваться педагогами. По мере взросления и развития особых детей задачи усложняются. 

Кабинеты социально-бытовой ориентировки – это следующая ступень на пути к самостоятельной жизни. Упор делается на практику:  посещение магазинов, аптек, парикмахерской, поездка на автобусе, ориентирование по городу, поиск нужных социальных объектов. Отдельное внимание уделяется формированию основам ведения  домашнего хозяйства: учатся готовить простые блюда, ухаживают за растениями, поддерживают и наводят чистоту в помещении. 

Завершающим этапом становится включение детей в деятельность «Центров учебной полезной дневной занятости», где осваиваются элементарные навыки, которые могут в будущем обеспечить трудовую занятость. Так занятия в столярной, гончарной и творческой (скрапбукинг, картонаж) мастерских смогут стать основой для финансовой независимости и стабильности. 

Экзаменом в самостоятельную жизнь станет прохождение курса в учебно-тренировочной квартире. Молодые люди под присмотром куратора закрепляют уже сформированные навыки. Основной принцип, по которому строится вся работа в данном направлении: самостоятельности столько сколько нужно, помощи столько сколько необходимо.

В работу включены и родители «особых» детей на всех этапах по подготовке к самостоятельной жизни. Для того, чтобы социально-бытовые навыки  сохранялись и развивались, необходимо закреплять их в домашних условиях. С этой целью в учреждении создана серия обучающих видеоматериалов по развитию социально-бытовых навыков «Формируем сами».  Вместе с тем, если остаются вопросы, родители могут задать его в специальном «Родительском чате» и получить оперативный ответ.   

Благодаря системе работы групп дневного пребывания дети шаг за шагом  проходят свой путь к самостоятельности, а родители, глядя на успехи своих детей, могут быть спокойными за их будущее. 

Следующим этапом закрепления навыков самостоятельного проживания становится включение уже молодых инвалидов в деятельность социально-реабилитационного отделения, где также действуют Группы полезной дневной занятости. Здесь самостоятельность ребят все более и более увеличиваются, создаются учебные ситуации: походы в магазин, на почту, поездки в общественном транспорте. Итогом работы становится самостоятельное проживание в настоящей квартире в обычном жилом доме.