Проект "К движению без ограничения!"
С сентября 2014 года Реабилитационный центр «Преодоление» принимал участие в партнерском проекте Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и компании «КИА Моторс». В центре были оборудованы специализированный автокласс и специализированная развивающая площадка. Благодаря наличию данного оборудования в БУ СО ВО «РЦ «Преодоление» были созданы условия для развития реабилитационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрены инновационные формы работы по социально-средовой реабилитации детей-инвалидов. Специалисты центра разработали и апробировали программу «Дорожная азбука», тематическое планирование и методические рекомендации для родителей, целью которых является формирование культуры безопасного движения и поведения на дорогах детей с ограниченными возможностями.
Занятия для детей проводятся в форме индивидуальных и групповых занятий и социокультурных мероприятий. На индивидуальных занятиях у детей формируются и закрепляются знания правил дорожного движения. Специалист выстраивает с детьми маршруты от дома до магазина, школы, реабилитационного центра, с учетом трудностей, которые они могут встретить на своем пути и отрабатываются сложные дорожные ситуации, которые могут возникнуть. Также с детьми старшего возраста проводятся занятия на автотренажере, с целью укреплению мышечной памяти и формирования понимания дорожной обстановки глазами водителя транспортного средства.
На групповых занятиях изучаются основные понятия и правила дорожного движения. Занятия включают в себя игры и упражнения на повышение двигательной активности, в том числе у детей с различными поражениями опорно-двигательного аппарата, ролевые игры, работа со схемами, макетами, наглядными пособиями; происходит обучение слухо-зрительному восприятию и воспроизведению слов с помощью пиктограмм для детей с нарушениями коммуникативной функции. Для детей младшего и среднего школьного возраста проводятся увлекательные игры-путешествия и викторины, разгадывание кроссвордов. Полученные знания проверяются в форме тестирования на аппаратно-программном обучающем комплексе.
После изучения темы специалист приглашает родителей и организует целевую прогулку для закрепления полученных знаний у детей. Родители в данной ситуации выступают в роли активных участников дорожного движения, они имеют возможность увидеть и поверить в способности своих детей находить выход из различных ситуаций на дороге, не подвергая себя и окружающих опасности. Впоследствии родители закрепляют полученные детьми навыки в жизни.
В процессе совместных интегрированных мероприятий детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения и их сверстниками из общеобразовательных школ и детских садов на специализированной развивающей площадке создана возможность неформального общения детей, в процессе которого происходит усвоение социально-ориентированных норм и правил поведения, расширение социального опыта. Благодаря специальному оборудованию дети с различными нарушениями движения могут наравне со сверстниками самостоятельно передвигаться и активно участвовать во всех занятиях по изучению правил дорожного движения.
В результате межведомственного взаимодействия с ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу сотрудниками данного отдела регулярно проводятся мероприятия с целью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья безопасному поведению в различных дорожных ситуациях, в ходе которых рассматриваются реальные ситуации на дорогах города, проводятся беседы с показом видеофильмов, мультфильмов, презентаций на данную тему.
По результатам мониторинговых исследований 90% детей после занятий по ПДД используют данные знания в повседневной деятельности, 80% детей психологически готовы к самостоятельному безопасному передвижению по улицам города. Инспекторы ГИБДД в ходе совместно проведенных мероприятий отметили, что дети, которые проходят обучение правилам безопасного поведения на улицах города в условиях оборудованного автокласса и специализированной развивающей площадки, стали увереннее чувствовать себя на дороге, используют полученные знания в реальных условиях на дорогах города. Одним из показателей эффективности проводимых мероприятий является то, что за отчетный период не зафиксировано ни одного дорожно – транспортного происшествия и нарушений правил дорожного движения с участием детей, которые прошли курс обучения по данному направлению.
Высокая заинтересованность во внедрении накопленного опыта учреждения по данному направлению специалистов, работающих в учреждениях социального обслуживания населения муниципальных районов Вологодской области, заинтересованность родителей детей, приезжающих на реабилитацию в центр, в освоении навыков уверенного поведения на дорогах доказывают востребованность занятий по социально-средовой реабилитации и определяет перспективы развития данного направления в учреждении.
Таким образом, по результатам участия в мероприятиях проекта удалось достичь поставленной цели – обеспечить социально-средовую реабилитацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения правилам безопасного поведения на дороге в условиях, приближенных к реальным, формирования умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.