Артикуляционная гимнастика
Одним из способов стимуляции речевой активности ребенка является артикуляционная гимнастика (гимнастика для язычка).
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими. Для этого необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. Она проводится обязательно сидя у зеркала, чтобы ребенок смог сравнить свои движения с вашими и проконтролировать правильность их выполнения.
Приведенные ниже артикуляционные упражнения используются логопедами для стимуляции речевой активности детей. Занимаясь с ребенком дома, вы поможете своему малышу быстрее освоить речь и свободно заговорить.
Артикуляционные упражнения с игрушечным котенком
- Показать, как котенок дует на молочко (дуем широкий язык, зажатый между зубов, щечки не надуваем);
- Киска лижет молочко из блюдечка (широким языком делаем движения наподобие лакания, блюдцем является ваша ладонь);
- Показать, как котенок облизывается (делаем круговые движения язычком по внутренней поверхности губ);
- Показать, как котенок зевает: «а-а» (широко открыли рот);
- Показать, как котенок заметил мышку и удивился: «о-о» (губки округлили);
- Котенок стал пугать мышку: «д-д» (по подражанию);
- А теперь котенок доволен сам собой (надувать и сдувать щечки).
Артикуляционные упражнения с игрушечным ёжиком
- Показать, как ежик фырчит (прикусываем верхними зубками нижнюю губу: «ф-ф»);
- А теперь фырчит ежонок (улыбнулись, прикусили верхними зубками нижнюю губу: «фь-фь»);
- Покажи, как Ежик кушает яблоко (надуваем по очереди щечки);
- А теперь Ежик умывается (делаем круговые движения язычком по губам);
- Покажи, что Ежику вкусно и он улыбается: «и-и» (в улыбке показать сомкнутые зубки);
- А теперь ежик устал и зевает: «а-а» (широко открыли рот).
Артикуляционные упражнения
«Окошко»
Широко открыть рот - "жарко". Закрыть рот - "холодно".
«Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
«Месим тесто»
Улыбнуться. Пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя". Покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
«Чашечка»
Улыбнуться. Широко открыть рот. Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка).
«Дудочка»
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
«Орешки»
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки. На щеках образуются твердые шарики - "орешки".
// Пособие для родителей «В семье особый малыш: помогаем, развиваем, играем. Часть 1.Занимаемся дома» - Череповец, 2018 г.