Развитие движений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Детям с тяжелыми двигательными нарушениями, возможно, придется потратить много лет на освоение всех основных движений, а некоторые вещи они вообще не смогут освоить. Поэтому важно работать над основными базисными движениями – движениями крупных мыщц руки:
- пользоваться предплечьями (совершать движения вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо);
- пользоваться кистями (брать, удерживать, отпускать).
Необходимо воздействовать на «ключевые точки» (голова, затылок, плечевой пояс, туловище и талия):
- формировать у ребенка способность удерживать как можно более нормальное вертикальное положение тела и максимально контролировать свои движения;
- препятствовать развитию неправильного положения тела и отклоняющегося от нормы тонуса;
- прививать ребенку ощущения своего правильного положения, обучать нормальной схеме движений;
- препятствовать возникновению контрактур и деформаций.
Существует много вспомогательных средств, которые помогают подобрать позу для занятий с ребенком, а также помочь принять ему положение сидя или стоя. Подбором позы для ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями занимаются специалисты по движению, но многие варианты могут искать и пробовать родители самостоятельно.
Какие функциональные позы может принимать ребенок?
- положение на спине с приподнятой головой и согнутыми в ногах коленями;
- положение на животе с опорой на предплечье;
- положение на боку;
- положение на четвереньках;
- положение сидя с вытянутыми ногами.
Всегда помните:
- кладите ребенка как можно безболезненнее и удобнее;
- правильно меняйте его положение;
- обращайте внимание на ограничения ребенка;
- обеспечивайте безопасность ребенка;
- обращайте внимание на оборудование помещения и освещение;
- время пребывания в одном положении в среднем 2-3 часа.
При действиях с ребенком принимайте во внимание:
- всегда разговаривайте с ним, объясняйте, что вы с ним будете делать;
- всегда поворачивайте голову ребенка в направлении движения его тела;
- вращения производите всегда медленно, через плечо или таз;
- никогда не тяните за пораженную руку.
Упражнения, формирующие умение двигать руками
Вперед-назад
«Волшебная книга» - большинство детей любят листать книги и журналы. Чтобы упростить это занятие и сделать его интереснее, можно на страницах книг прикрепить пластиковые фишки, прищепки или другие уплотнители. Так ребенку будет легче листать.
«Что в ящике?» - выдвигание ящиков, рассматривание предметов, лежащих в нем.
«Кто пришел в гости?» Нарисовать смешную рожицу или животное на тыльной стороне ладони ребенка и предложить рассмотреть гостя, поздороваться с ним, попрощаться.
Игры с фонариком. Направьте свет от фонарика на руки ребенка, обратите внимание на тени.
Раскатывание теста.
Игры с сыпучими материалами.
Открывание дверей шкафчика.
Игрушки-каталки.
Вверх-вниз
Поднять предплечье вверх детям с двигательными нарушениями бывает очень трудно. Если ребенок научился правильно выводить руки вперед, можно предложить ему игры для движений предплечья вверх-вниз.
Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Сначала ребенок будет только смотреть на них и тянуться к ним, а позже постарается поймать.
Игры со звучащими браслетами. Можно надеть ребенку на запястья и щиколотки – прекрасный способ ребенку музицировать и одновременно двигаться.
«Стучалочки-вбивалочки» - специальные покупные или самодельные пособия с деревянными штырьками, которые ребенок вбивает в отверстия деревянным молоточком.
Игра «Строим башню».
Игры с пирамидкой.
Открывание и закрывание кастрюль.
Влево-вправо
Игры с машинками. Катание их влево-вправо.
Упражнения на сортировку. Перекладывание мелких предметов справа-налево и наоборот.
Упражнения на перемещение «Горка», «Стаканчики».
Рисование на мольберте, школьной доске, зеркале и пр. способствует формированию движений предплечья вправо-влево и разгибанию запястья.
Умение брать (хватать) предмет
Дети с нарушениями движений испытывают трудности при попытке дотянуться и захватить предмет. Чаще всего у таких детей умение брать предмет остается на уровне «ладонного захвата». И все же важно учить ребенка действовать руками.
Первым делом нужно раскрыть ладонь ребенка так, чтобы пальцы были выпрямлены, большой палец отведен, а запястье разогнуто. Для этого нужно развернуть его руку наружу, плавно разогнув в локтевом суставе.
Если повернуть кисть ребенка ладонью вверх, выпрямить ладонь, а затем слегка согнуть, образуется «ковшик», в который можно вложить игрушку.
В течение дня нужно многократно помогать ребенку дотрагиваться и брать в руки различные предметы обихода, фрукты и т.п. для того, чтобы он «почувствовал объект целиком». Нужно называть эти предметы, их форму, цвет и то, какие они на ощупь, пока ребенок держит их.
Очень трудно брать игрушки, если они откатываются от ребенка или падают, а ребенок не в состоянии их достать. В таких случаях лучше класть игрушки на поставку, поднос или коврик, существуют игрушки на присоске, можно привязывать игрушки на поясок к ребенку. В таких ситуациях есть возможность легко вернуть их обратно, достаточно потянуть за веревочку.
Для тренировки движений можно использовать игру с «веселым полотенцем». Когда ребенок удерживает в своей ладони полотенце, можно двигать рукой во всех направлениях.
Умение отпускать предмет
Ребенку с церебральным параличом очень сложно высвободить игрушку из сжатых в кулак ладоней. Существует несколько способов помощи ребенку:
- удержать запястье ребенка на поверхности стола;
- встряхнуть предплечье;
- слегка согнуть запястье, наклонив кисть вниз;
- слегка надавить пальцем на тыльную сторону ладони ребенка.
// Пособие для родителей «В семье особый малыш: помогаем, развиваем, играем. Часть 1.Занимаемся дома» - Череповец, 2018 г.