Развитие движений
Развитие движений не происходит само собой. Самые первые движения малыша хаотичны и беспорядочны, и только взрослый придает им организованный характер. Со своевременным развитием движений связано развитие всех остальных способностей малыша, его эмоциональное и психическое здоровье.
Упражнения на физическое развитие малыша
- выполнение общего тонизирующего и укрепляющего массажа с первых недель жизни (по рекомендации врача);
- физическое соприкосновение (поглаживание, похлопывание, прижимание);
- смена положений во время бодрствования (в руках на весу у взрослого ребенок лежит лицом вверх, лицом вниз, лежа на животике на груди у взрослого, раскачивание на руках у взрослого и в люльке, частое выкладывание на живот, ношение ребенка впереди себя и пр.);
- купание ребенка, игры в воде;
- катание ребенка на фитболе и игры с легкими надувными мячами;
- стимулирование передвижений с помощью игрушки (вперед, в стороны), через препятствия (подушки, ноги взрослого);
- использование игрушек, в которые можно играть только стоя, нажимая на клавиши и кнопки (настенные центры активности, детское пианино и пр.);
- прикрепление к ногам ребенка легких шумовых игрушек;
- стимулирование передвижений вдоль опоры (у дивана).
Стимуляция общей моторики
- массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щеток (мягкой щеткой – по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой – по подушечкам пальцев;
- касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ и век малыша;
- вкладывание погремушки и других предметов в разжатые кулачки ребенка (губка, тряпочка, морковка, колечко и пр.);
- побуждение ребенка тянуть к вам ручки, подавать руку, «здороваться», хлопать в ладоши, махать «пока» и пр.
Потягушеньки
Потягушеньки – самая простая двигательная гимнастика. Взрослый берет попеременно то ручки, то ножки малыша и делает с ними движения, напоминающие потягивание, гладит их, сгибает и разгибает, нежно поглаживая и приговаривая:
Потягушеньки, потягушеньки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Если малыш в ответ вокализирует (издает звуки), вы можете включить в эту игру и разговор с ним: «А в роток говорок, ату,ату, маленький, а в роток говорок, агу». Произнося «А в головку разумок», погладьте малыша по головке. И очень скоро ваше взаимодействие превратится в эмоциональную игру, в которой малыш будет с удовольствием общаться с вами.
Ребенка 3-4 месяцев, который уже держит головку, потяните слегка за ручки, разведите медленно их в стороны, приговаривая вашу любимую потешку.
Укрепляем ножки
Четырехмесячному малышу подложите под ноги свою руку и слегка подтолкните ножки, малыш с удовольствием станет их выпрямлять, брыкаться. Если вы закрепите в кроватке что-либо, что может стать опорой для ног, брыкание может стать одним из любимых занятий малыша.
Можно подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы малыш мог достать их ножками. Игрушка качается, движется и очень радует детей.
Обучение ползанию
Положите малыша на живот и поставьте на расстоянии 20-30 см привлекательную игрушку, лучше всего неваляшку. Покачайте игрушку, приговаривая:
Та-та-та-та-та-та,
Вот какая красота,
Та-та, та-та-та,
Дотянитесь до меня.
При попытке малыша дотянуться до игрушки похвалите его. Если попытка неудачная, пододвиньте игрушку поближе. Эта игра может повторяться ежедневно. От 4-5 до 6 месяцев дети учатся доползать до игрушки.
Для 7-месячного малыша игру можно усложнить. Создайте специальное возвышение, на которое нужно вползти, чтобы достать предмет (положите перед ним, например, поролоновую подушку). Привлеките его внимание действием с предметом. Отметьте радостным эмоциональным возгласом удачные и любые активные действия малыша, подержите его и помогите доползти. Затем точно так же научите ребенка сползать вниз.
Развитие навыков прямостояния
Во второй половине первого года жизни дети любят подпрыгивать и пританцовывать. Возьмите малыша под мышки, поверните лицом к себе и под ритмическую песенку поиграйте с ним, помогая ему совершать движения, напоминающие прыжки. Разделите с ним эмоциональный восторг.
Обучение переступанию
Поставьте ребенка на ножки в кровать и помогите ему научиться переступать, держась за прутья кровати, подзывая и подманивая к себе: «Смотри, что у меня есть, смотри какая ляля, иди сюда, вот так, вот молодец, вот она ляля». Поначалу расположите привлекательный предмет на расстоянии двух-трех шагов, поддерживая ребенка, помогите дойти до него.
Обучение ходьбе
Поставьте ребенка на ножки, наклонитесь к нему, протяните вперед руки, отступите на шаг назад и позовите к себе малыша: «Иди ко мне, иди, топ-топ ножками». Подхватите ребенка под руки, поставьте перед собой
Перед умеющим стоять и делающим первые шаги ребенком поставьте на близком расстоянии привлекательную игрушку, покажите действия с ней и позовите к себе малыша. Желательно, чтобы игрушка стояла на стуле, который может стать опорой.
// Пособие для родителей «В семье особый малыш: помогаем, развиваем, играем. Часть 1.Занимаемся дома» - Череповец, 2018 г.